ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА

И, наконец, линии, полученные от пересечения корпуса вертикальными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются теоретическим и шпангоутами. Под конструктивными размерениями судна понимают размеры, судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положение по высоте. На проекции «Корпус» сетка образуется проекциями ватерлиний и батоксов.

Чтобы получить представление о форме криволинейных обводов корпуса судна, его условно рассекают вертикальными и горизонтальными плоскостями. Проекция «Полуширота».

Теоретический чертеж корпуса судна и его проекции

Чтобы не допускать отклонений и ошибок при постройке судна, теоретический чертеж корпуса и отдельные его конструкции вычерчиваются в натуральную величину на полу плаза (ровная деревянная площадка). С плазового чертежа снимают шаблоны для всех частей набора корпуса.

Выше мы познакомились с различными характеристиками формы корпуса по отдельным его элементам. Линии, полученные от пересечения поверхности корпуса горионтальными плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями.

При построении этой сетки конструктивная ватерлиния делится на двадцать равных частей — теоретических шпаций и через деления проводятся теоретические шпангоуты. Число равноотстоящих ватерлиний до КВЛ составляет 7—9 (включая ОП и КВЛ). Для построения борта выше КВЛ проводят еще несколько равноотстоящих ватерлиний. Все линии изображения сечений корпуса на теоретическом чертеже должны быть очень строго согласованы между собой на всех трех проекциях.

В учебном пособии содержатся указания и рекомендации по выполнению и оформлению теоретического чертежа. В пособие включено 30 вариантов заданий, содержащих исходные данные по реальным современным судам различных типов и размерений. Построение теоретического чертежа корпуса судна», составленного А. А. Гундобиным к Ю. Н. Павлюченко, а также результаты собственных методических разработок по данной тематике.

§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа

Корпус судна представляет собой удлиненное тело, ограниченное днищем, бортами и палубой. Обычно эти поверхности имеют сложную кривизну и их невозможно совместить с плоскостью. Носовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовою точку конструктивной ватерлинии.

В соответствии с принятыми в начертательной геометрии способами задания поверхностей, поверхность корпуса судна обычно задается каркасом. У судна, сидящего только с креном, плоскость ватерлинии является профильно проецирующей. Главные размерения судов определяются ГОСТом 1062-80.

Для многокорпусных судов определения главных измерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности. Для судов с неметаллической наружной обшивкой теоретической поверхностью корпуса является наружная поверхность обшивки без учета местных утолщений. В качестве главного вида принимают проекцию «Бок» и располагают ее в верхней части теоретического чертежа.

При этом базовыми линиями сетки являются основная линия, проекция конструктивной ватерлинии, носовой и кормовой перпендикуляры. 2. Под линейку, выверенную на прямолинейность, проводят основную линию на проекциях «Бок» и «Корпус» и проекцию ДП — на проекции «Полуширота».

Совокупность проекций сечения корпуса, имеющих вид прямых линий, образует так называемую сетку теоретического чертежа. Наибольшие размерения судна — это наибольшие размеры корпуса, определяемые по его теоретической поверхности. На проекции корпуса линии спроектируются в истинном виде, а на двух других— прямыми линиями.